Previous Entry Share Next Entry
Бердяев о душе марксизма
ebrk


В "Истоках и смысле русского коммунизма" Бердяева есть следующие строки:
«Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества. Душа марксизма тут, а не в экономическом детерминизме. Человек целиком детерминирован экономикой в капиталистическом обществе, это относится к прошлому. Определимость человека экономикой может быть истолкована как грех прошлого. Но в будущем может быть иначе, человек может быть освобожден от рабства.»

Одна сторона марксизма описывает предопределённость человека экономикой, которую Бердяев называет грехом прошлого, рабством. Вторая сторона марксизма - мечта вырваться из мира экономической предопределённости, мечта об освобождении от этого рабства. И эта мечта больше, чем просто социалистическая революция, это мечта о том, чтобы человек вообще освободился от мира "осточертевших квадратных форм", мечта о духовном коммунизме.

С Бердяевым по многому можно поспорить. Но мне кажется, что две стороны у марксизма он чувствовал очень тонко и точно.

  • 1
Маркс (не марксизм) сначала изучает состояние человека в обществе. Потом анализирует это состояние. Потом его обобщает и излагает в виде теории или учения, кому как нравится.
А уже потом указывает путь избавления от экономического рабства. Пусть это и не конкретный путь. Но важно, что был сделан вывод о:

1. Наличии такого пути
2. О необходимости идти по этому пути,
3. О неизбежности победы на этом пути.
4. О том, что иначе человечество погибнет.

Об этом в вашей цитате у Бердяева и сказано. Всё верно.

Edited at 2015-02-11 02:02 am (UTC)

Бердяев атаковал коммунизм в СССР с позиции, что (на его взгляд) в СССР забыли о духовной составляющей, без которой не возможно воспитание Нового человека.

Насколько справедлива его критика - это отдельный вопрос (я считаю, что его критика справедлива только частично, но в целом с ним никак согласиться нельзя).

Я хотел обратить внимание на саму идею Бердяева о том, что экономическая эмансипация, освобождение только от экономического рабства - категорически недостаточно для человеческой эмансипации.

Другими словами от этом сказал Экзюпери: о том, что даровая похлёбка и базовое образование не преодолевают отчуждение от высокой культуры, что их не достаточно, чтобы пробудить Моцарта в человеке.

Edited at 2015-02-11 12:43 pm (UTC)

Я, к сожалению, Бердяева практически не читал. Стыдно, но это правда.
Если все у него так, как вы пишете - я с ним согласен.

Только, мне кажется, нужно сделать оговорку - что нам близка конкретная идея о духовном развитии человека, о мессианской части марксизма.

Потому что в Бердяеве, насколько я понял, ярко горит ненависть к советскому проекту в России - он не видел возможности духовного развития человека вне православия, и не простил большевикам атеизма.

С одной стороны, гонения на православие - это ошибка. Но с другой стороны согласиться с Бердяевым что вне православия у русских коммунистов не может быть духовного развития нельзя. Хотя бы потому, что такой подход не оставляет никаких шансов светскому человеку.

Мне кажется, что Бердяев тонко чувствовал и осмысливал коммунизм в России, и верно нащупал болевые точки советского проекта. В плане осмысления слабых мест это был такой идеологический враг СССР, который ценнее некоторых "друзей".



Edited at 2015-02-11 08:06 pm (UTC)

Только, мне кажется, нужно сделать оговорку - что нам близка конкретная идея о духовном развитии человека, о мессианской части марксизма.

Конечно согласен в этом смысле.

СССР для меня - моя Родина, которую я хочу вернуть

Безусловно мне нужно почитать Бердяева и классиков марксизма, режде чем определяться по этому поводу, однако мне есть что сказать по поводу духовного развития.

Скажу как человек практикующий в китайской духовной традиции последние 10 с гаком лет. Духовное развитие дальше определенного уровня практически невозможно без наставника. Без того, что на Востоке называют передачей от сердца к сердцу. Без наставника очень легко сбиться с Пути и навредить себе и окружающим.

Мне очень близка идея СЕКа о синтезе коммунизма и православия, но мне кажется что для того, что бы этот синтез удался понастоящему в нем должны быть задействованы старцы-- преемники исихастической традиции. Именно это направление занимало и занимает в Православии место суфиев в Исламе, каббалистов в Иудаизме. В авраамических религиях спасения именно люди такого рода получали передачу сути религиозно-духовного опыта Моисея, Христа, Мохаммеда и других пророков.

В этом смысле Бердяев был прав, не интегрировав этот опыт советские коммунисты свернули с духовного Пути. Результат -- крушение великого СССР.

Если из-за этих недостатков Союз вызвал у него ненависть, то эта большая проблема для него как для христианина. Плохо, что в нем не нашлось достаточно любви для того что бы попытаться придать благому советскому начинанию больший духовный огонь.

О двух сторонах можно говорить только в целях дидактических. Бердяев всё верно понял. Мы живем в состоянии всеобщего рабства, из которого мы обязаны вырваться.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account