ebrk (ebrk) wrote,
ebrk
ebrk

Categories:

Выставка нацистских фотографий переехала из Брянской областной библиотеки в интернет



16 апреля 2015 года была закрыта выставка фоторабот нацистов в Брянской областной библиотеке им.Тютчева. Напомню, что на выставке были представлены снимки (в том числе постановочные) оккупантов, сделанные на территории Брянской области. Ни в афише, ни в подписях к снимкам не было указано, что авторами фотографий являются нацисты. В вывешенных фото не было ни одной, где были бы зафиксированы преступления оккупантов, и вообще где нацисты выглядели бы плохо. То есть выставка формировала нейтрально-положительный образ оккупации. Организаторам было предложено доработать выставку — они отказались. Публикации о выставке активно обсуждались в СМИ, среди сторонников выставки в обсуждении оказались в том числе граждане, героизирующие СС-цев из РОНА и местные «майданщики». Через четыре дня после открытия выставку из библиотеки убрали.

И вот история получила продолжение: 20 апреля на сайте «Брянская улица» открылся интернет-вариант той же выставки. Во введении редакция сайта заявила, что история с выставкой была «охотой на ведьм» и что «допускать этого нельзя». И что сайт решил показать выставку всем желающим. Выходит, требовать, чтобы на нацистской фотографии было указано, что её автор – нацист, требовать адекватного представления об оккупации в государственной библиотеке – это «охота на ведьм»?

Интернет-версию выставки снабдили текстовым введением, а фотографии - аннотациями. На открытии в библиотеке именно это — добавить к фотографиям пояснения, дающие представление о реальной оккупации — предложили сделать организаторам представители Сути Времени. Организаторы ответили, что не видят в этом необходимости. Надо думать, что теперь необходимость снабжать нацистскую агитацию, как минимум. пояснениями стала очевидной?

Добавление аннотаций - это правильный шаг, однако вопросы по тем снимкам, которые обсуждались ранее, не сняты.

Например, постановочная фотография, сделанная профессиональным нацистским фотографом, с улыбающимися детьми из Клинцов. Чтобы посетитель выставки увидел не только детские улыбки на нацистской агитке, но и то, что за этой агиткой было в реальности, нужно упомянуть о сотнях жителей Клинцов, которые были расстреляны и угнаны в немецкое рабство? Но аннотация рассказывает о другом (о том, что ):

«Три представленных на выставке снимка, сделанные Вальтером Энгельгардтом, на данный момент являются единственными достоверными фотосвидетельствами работы школ на территории оккупированной Брянщины, их ценность прежде всего в этом. Третий снимок из-за детских улыбок послужил ведущим козырем провокаторов выставки. Внимательный и думающий зритель без труда поймёт, что мимолётный детский смех мог быть вызван чем угодно: от гримасы фотографа до раскрытого муляжа черепа на учительском столе. Отмечу, что данные снимки без дополнительных расширенных подписей экспонировались на выставке «Дорогами Победы» в Гомельском областном музее военной славы в августе-октябре 2014 года.»

Или снимок из Локтя с репетирующим оркестром. Адекватное представление об оккупации в Локте требует упомянуть про преступления РОНА и многих тысячах убитых локотскими карателями советских граждан? Но в аннотации этого нет:
«Да, действительно, существовала на оккупированной территории такая административно-территориальная единица: Локотский округ. Об этом написано множество книг, статей, сняты телефильмы. То, что создатели выставки демонстрируют новый фотоснимок, имеющий отношение к данному коллаборационистскому формированию, совсем не означает, что они его поддерживают. Но означает, что они хотят напомнить и показать, что там, в этой предательской зоне тоже жили дети, которые в силу своего юного возраста и родственных связей оказались невольными заложниками ситуации.»

На сайте выставку опубликовали под заголовком «Брянская оккупация глазами оккупантов» (что точнее отражает её содержание). Но в сопроводительном тексте её настойчиво продолжают называть «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы», что её содержанию не соответствует. Потому что представлять войну в Брянске только по нацистским «прилизанным» снимкам, значит искажать реальную картину и оккупации, и тем более картину войны. На выставке нет фотографий с преступлениями фашистов, не представлены сражавшиеся с оккупантами партизаны (среди которых были и дети), нет снимков Красной Армии и т.д. Этот странный «объектив войны» показывает исключительно «оккупацию лайт»: без жертв, без преступлений оккупантов, без борьбы с оккупантами. Чтобы выставка адекватно отражала войну и детские судьбы– её необходимо дополнять. Или менять тему.

Мы уже показывали, что среди тех, КОМУ очень хотелось этой выставки, оказались местные «майданщики», а также граждане, героизирующие СС-цев из РОНА. После выхода интернет-варианта выставки этот список ещё пополнился: информацию о выставке разместили такие группы, как «Преступная власть» и «АНТИБОТЫ inform» (те же самые «майданщики»), а на странице "бандеровца"-Матюшкина (как он сам себя назвал в своём профиле) новость о выставке оказалась просто размещена рядом с нацистским флагом. Кстати, он отметился в комментариях: «мне выставка понравилась.......а "сутинисты-сталинисты"....Бог им судья.» Ещё бы ему не понравилась такая выставка…



Очень показательно КАК обсуждают закрытие выставки в библиотеке и запуск её интернет-варианта. Оцените качество аргументации, которое демонстрируют защитники выставки, в том числе администратор официальной группы областной библиотеки во ВКонтакте Е.Званская. Приведу несколько фрагментов из обсуждения выставки (с нескольких площадок):

***
Со страницы Т.Колчевой:
Татьяна Колчева: «Не дадим дремучим политшлюшкам диктовать как нам жить»
Евгения Званская: «Ахахаха. Самый лучший комментарий из пока увиденных ))»




***

Из группы НОД:
Владимир Котов: вы совсем упоротые? чем плохи немецкие фото времен оккупации Брянска? как они славят нацизм? эти фотографии очень ценны для краеведения - к слову, советских фотографий данной периода не существует.
Когда ему приводят фото партизан он отвечает:
Владимир Котов: … партизаны и фото из мест контролируемых советской властью не в счет. партизанские фото в основном имеют постановочный вид. а немецкие отображают более-менее реально показывают ту жизнь, которая была в период оккупации...


То есть партизанские фото «не в счёт», а постановочные снимки нацистов – «в счёт»? Напомню, что на выставке нет ни одного фото, на котором оккупанты выглядели бы плохо.

***
Из введения к интернет-выставке:

«[скандал] раздули люди, которые пастернаков не читали».

***
Комментарий из группы "Брянская улица":

Евгения Званская: Елена, ну, по крайней мере в этом треде пока соотношение умные-дураки 4:1 ))



***
Комментарий из обсуждения выставки в группе "Хронографа":

Николай Симкин: А вот мне показалось тоже, что выставка слишком уж в хорошем свете выставляет фашистов!!! Нелюди они и пришли уничтожать нас!
Павел Горлов: Вот уж действительно, не всех дураков война убила.

***
Владислав Васильев: Закрыли эту провокацию и грязь моральную? Вот и ладно!
Дмитрий Сувеев: Владислав, уж не ты ли тот самый шариков, то есть тьфу, представитель "Сути времени"?

***
Олег Измеров (писатель): Надо было дать комментарии к снимкам, чтобы ясно было, например, где немецкая пропаганда.
Олег Измеров (писатель): У меня вопрос: а куда из экспозициии делись те, кто не просто "жили на оккупированной территории", а еще и сражались? 40 юных брянцев награждены орденами и медалями, часть посмертно. В Суземке действовал даже пионерский отряд "Красный орел". Почему о них смолчали?

У меня дед погиб в сентябре 1943 года в боях за освобождение Брянска. Может быть, он напрасно погиб? Может быть, здесь не было тех, кто не покорился, может быть, партизаны и Дятьковский партизанский район - пропагандистская выдумка, а были только каминские, воскобойники и бандеры? Сломили брянцев оккупанты или не сумели сломить даже детей?

Мне кажется, выставка должна была ответить на простые вопросы.
Сделали наших отцов и дедов рабами или нет?
За что погибли те, кто освобождал Брянщину?
Кто мы, послевоенное поколение - потомки людей, отстоявших нашу свободу и жизнь, или потомки людей сломленных, ставших на колени?
Смогут ли сделать нас рабами?

А выставка на эти вопросы не ответила.

Олег Измеров (писатель): Кто мешал рядом поместить и подборку тех, кто сражался? Внешне подборка в онлайне на "Брянской улице" выглядела именно так - все смирились, всех немцы поставили на колени. Возможно, хотели как лучше, по получилось, как всегда...

Дмитрий Сувеев: Олег, извините, нехорошо так говорить человеку, старшему по возрасту, но вы обычный пустозвон. Не буду пояснять почему, все равно не поймете.

***
Татьяна Колчева: Вообще не понимаю всех этих придирок.
Я, честно говоря, даже и не вчитываюсь никогда в названия любых выставок.
Мне главное то, что я там интересного увижу.

Олег Измеров: … Опять-таки это название суть выставки не отражает, потому что это не "детские судьбы". Детские судьбы - это и те, кто были партизанами, подпольщиками. То, что потом разъясняетя, что это трофейные снимки и часть из них немецкая пропаганда лишь констатирует, что название не соответствует сути.

Татьяна Колчева: Ну это их личные эстетические проблемы: соответствует или не соответствует. Но ни один кургиняновский сопляк вроде заливающегося соловьём воробья не смеет мне указывать, куда ходить и что смотреть.


Олег Измеров: Да, судя по культуре общения, сбываются как раз худшие предположения относительно этой выставки. Если Вы хотите таким образом привлечь энтузиастов, это явно не тот путь. Желания что-то организовывать в Вашей библиотеке вряд ли будет.
Елена Владимирова: Олег, вы дурак или подлец?


То есть если вы не поддерживаете выставку нацистских фотографий в государственной библиотеке – то вы дурак/подлец/политшлюшка/пустозвон и дальше по списку.

Один из участников обсуждения, Брянский писатель Олег Измеров, проявивший завидное терпение в разговоре с защитниками выставки, пришёл к следующему:

Олег Измеров: Да, судя по культуре общения, сбываются как раз худшие предположения относительно этой выставки. Если Вы хотите таким образом привлечь энтузиастов, это явно не тот путь. Желания что-то организовывать в Вашей библиотеке вряд ли будет.

...если название не подходит к содержанию, название меняют, а не заявляют "Не наглость ли это указывать нам на наши ляпсусы". С таким подходом, конечно, все закончилось скандалом и закрытием.




Разумеется, даю ссылку на обсуждение, чтобы любой желающий мог убедиться в правильности приведённых цитат: http://vk.com/bryanskkarta?w=wall-9630136_43958%2Fall

Итак, в сухом остатке:

1. Выставка нацистских фотографий в государственной библиотеке закрыта.

2. Организаторы разместили выставку в интернет, добавив к фотографиям аннотации (то есть сделали то, что им предлагали на открытии в библиотеке, и что они сделать отказались).


Остался открытым вопрос - почему такая выставка вообще стала возможной в областной библиотеке? Ведь подобное происходит не в первый раз: например, в 2013 году в областной библиотеке транслировалось обращение фашистского пособника В.Хасапова, координатора Брянской ячейки НТС, сбежавшего после войны в Аргентину. Руководство библиотеки не понимает, что оно пускает к себе? Или делает это намеренно?

Tags: Брянск, фашизм, фотовыставка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →