ebrk (ebrk) wrote,
ebrk
ebrk

Categories:

Творчество в законе о народном образовании в СССР



Иногда в полемике о системе образования в СССР приходится сталкиваться с мнением, что, дескать, система образования в СССР не ставила целью формирование человека-творца.

Итак, цитирую закон "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ (в ред. Закона СССР от 27.11.1985 -Ведомости ВС СССР, 1985, N 48, ст. 918).

«Целью народного образования в СССР в условиях планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально - экономического развития страны является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма - ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.»

То есть формирование творчески мыслящих всесоторнне развитых граждан было зафиксировано как цель в законе. Отдельно в статье 40 эта цель ставилась перед школами:

« Статья 40. Главные задачи средних специальных учебных заведений.
Главными задачами средних специальных учебных заведений являются: ...воспитание высоких нравственных качеств, ответственности, организованности, дисциплины, творческого отношения к труду, гуманизма, товарищества и коллективизма, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, памятникам истории и культуры; экологическое воспитание;»


А в статье №46 творческое отношение к учёбе и труду ставилась как одна из главных задач перед вузами:

«Статья 46. Главные задачи высших учебных заведений.
...воспитание ответственного, творческого отношения к учебе и труду, дисциплины, организованности, высокой культуры, бережного отношения к социалистической собственности; экологическое воспитание;»


Статья №56 требовала развития творческой инициативы у самих педагогов:

«Cтатья 56. Занятие педагогической деятельностью
В целях совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы и повышения ответственности за порученное дело систематически проводится аттестация педагогических работников детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально - технических, средних специальных учебных заведений и других учебно - воспитательных учреждений. Перечень категорий педагогических работников, подлежащих аттестации, устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров СССР.»


Дворец пионеров и школьников им.Гагарина, Брянск


Кстати, в СССР массовым явлением были дворцы и дома пионеров (более 3800 к 1980 году), которые после 1991 года переименовали в "Центры детского и юношеского творчества". Эти центры творчества массово создавались начиная с 20-хх годов - в советское время. А если добавить к этому пролеткульт, благодаря которому дворцы и дома культуры были чуть не в каждом посёлке то становится ясно, что дело воспитания творческих людей в СССР не расходилось со словом.

Давайте сравним с современностью. Что в действующем законе об образовании сказано о формировании человека-творца?

В статье №2 творческое развитие перечислено в хвосте характеристик образовательного процесса. В статье 5 говорится о том, что нужно оказываться содействие обучающимся, показвшим высокий уровень творческих способностей. В статье 28 сказано, что вузы осуществляют творческую деятельность, а иные образовательные организации вправе вести творческую деятельность если это предусмотрено их уставами. В статье 34 в списке прав учащихся двадцать вторым (!) по счёту указано право на развитие творческих способностей, и двадцать шестым право на поощрение в т.ч. и творческой деятельности. В статье №47 закреплено право на творческую инициативу педагогических работников и право на осуществление творческой деятельности. В статье 48 и 50 за педагогами закреплена обязанность развивать творческие способности у обучающихся. В статье 66 указано, что среднее образование должно быть направлено в т.ч. на развитие творческих способностей обучающихся. В статье 75 аналогичная направленность указана для дополнительного образования. Статья 77 посвящена олимпиадам для выявления творческих способностей.

В отличие от закона СССР в современном законе об образовании не ставится целью формирование человека-творца. Тем не менее в современном законе упомянуто о праве на развитие творческих способностей и об обязанности педагогов развивать творческие способности. Пусть в "хвосте" и среди прочего. Но права и обязанности это не то же самое, что стратегическая цель системы образования. Права ещё нужно суметь отстоять.

Так что же на практике? А на практике [бывший] министр образования Фурсенко в 2007 году прямо противопоставил советскую и "новую" системы образования по творчеству: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других".

Вот вам и "права и обязанности" на практике.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment